Снегоочистка и борьба с зимней скользкостью - это работа по содержанию дорог (пп. 4 п. 7 Классификации работ по ремонту и содержанию автодорог*(8)). Кстати, другие работы по содержанию автодорог - это уборка проезжей части от мусора и очистка от снега и наледи тротуаров и остановок (пп. 2 п. 6 и пп. 8 п. 7 той же Классификации). А "содержание" автодорог - это часть так называемой "дорожной деятельности" (п. 6 ст. 3 Закона об автодорогах*(9)).

Осуществляют же ее: муниципалитеты - в отношении муниципальных дорог, регионы - в отношении региональных/межмуниципальных, и РФ или ГК "Росавтодор" - в отношении федеральных (ст. 15 Закона об автодорогах).

      Кроме того, именно хозяин дороги - то есть тот, кто должен ее содержать, - отвечает за то, чтобы состояние дорог отвечало нормативным документам (п. 2 ст. 12 Закона о БДД*(10)).

      При этом ГОСТ Р 50597-2017 (о требованиях к безопасному состоянию дорог) требует, чтобы ни снега, ни льда не было ни на проезжей части дороги (п. 8.1), ни на городских и сельских тротуарах и остановках (п. 8.5) после окончания уборки. Правда, ГОСТ прямо не упоминает лед, но оперирует термином "зимняя скользкость", а это все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия (п. 3.3 ГОСТ 33181-2014 о требованиях к зимнему содержанию дорог), и снежные отложения и ледяные образования, приводящие к снижению сцепных свойств (п. 3.6 ГОСТ 33387-2015 о противогололедных материалах), а значит, зимняя скользкость - это в том числе и лед на проезжей части, тротуаре, остановке.

       Снегоуборка начинается прямо в снегопад или метель: во время этих погодных явлений толщина свежеупавшего снега, согласно п.п. 8.2 и 8.5 ГОСТ Р 50597-2017, не должна превышать 1 - 5 см на проезжей части и 5-12 см на тротуарах (зависит от категории дороги).

      А когда снегопад/метель прекратится, нужно убрать весь выпавший снег и обработать реагентами:

      - проезжую часть - в течение ближайших 3-6 часов (зависит от категории дороги);

      - тротуары и остановки - в течение ближайших часа-трех (зависит от интенсивности движения пешеходов) освободить от снега, и в течение 12/24 часов - ото льда. Правда, в 1, 2 и 3 климатических зонах можно не убирать снег подчистую, а уплотнить его. Такой снежный накат не должен быть глубже 6 см и не должен иметь ямок глубже 4 см и горок выше 10. Его тоже обрабатывают сыпучими реагентами, а по весне или в оттепель срочно убирают.

      Отметим, что к упомянутым трем климатическим зонам относится подавляющая часть территории нашей страны.

     Если же прошли все сроки снегоочистки, а слой снега все еще слишком толстый, - движение по такой дороге нужно ограничить или вообще запретить (абз. 2 п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017). При этом за неисполнение обязанностей по надлежащему содержанию дороги могут оштрафовать по ст. 12.34 КоАП РФ (необеспечение требований к безопасности движения при содержании дорог).

     В соответствии с п. 1.1 муниципального контракта № 0153300089019000094-0001 от 18.11.2019 подрядчик – индивидуальный предприниматель Г.К., обязан своевременно выполнить работы по содержанию дорог МО Кувандыкского городского округа Оренбургской области в зимний период 2019-2020 г.г. (г. Кувандык, участок № 1).

     В период с  ноября 2019  по январь 2020  Индивидуальный  предприниматель Г.К.  трижды  привлечен к административной  ответственности  по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ за  несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при   содержании дорог,  либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения,  ему назначено   административное наказание  в виде штрафа в размере 20000 рублей.

      Пресс-служба судебного участка (с использованием  материала  ПС «Гарант»).