Согласно плану работы судебного участка №
1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской областина 2 полугодие 2015 года и во исполнение данного плана было проведено обобщение судебной практики
возвращения мировым судьей протоколов по делам об административных правонарушениях за 12 месяцев 2015 г. Цель обобщения:изучение практики по
возвращению мировым судьей судебного участка №1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области протоколов по делам об административных правонарушениях за 12 месяцев 2015 г.,улучшить качество составляемых материалов по делам об административных правонарушениях, как следствие, сократить сроки судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Задачами обобщения являются выявление наиболее типичных причин, явившихся основанием для возвращения протоколов об административных правонарушениях, доведение до сведения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, проанализированную информацию о допускаемых ошибках при составлении протоколов об административных правонарушениях, сборе административного материала, с целью предотвращения в дальнейшем допущения подобных недостатков.
В силу ст.29.4 п.4 КоАП РФ
мировой судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.В процессе обобщения были изучены административные материалы, поступившие на рассмотрение мировому судье судебного участка №
1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской областиза 12 месяцев 2015 года и возвращенные в орган, составивший протокол об административном правонарушении.
За указанный период мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 27 таких определений.
При принятии решения о возвращении протоколов необходимо учитывать разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г., 9 февраля 2012 г.), и правовые позиции, изложенные в соответствующих обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.
Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только в стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и недопускается - при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В отчетный период случаев возвращения мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протоколов и иных материалов дела об административном правонарушении, в стадии рассмотрения дела по существу, не допущено. Это обстоятельство свидетельствует о принятии в подготовительной стадии должных мер к своевременной проверке наличия тех обстоятельств, при которых протокол должен быть возвращен в орган, должностному лицу, составившему протокол. Такой подход соответствует как общим задачам административного производства, так и принципу процессуальной экономии.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:
- составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;
- неправильное составление протокола;
- неправильное оформление других материалов дела;
- неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Но любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к нему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного недостатка или неполноты протокола и (или) материала.
Существенные и несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в соответствии с которым существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела, а именно: в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как показало обобщение, протоколы об административных правонарушениях и материалы дела возвращались мировым судьей по причине неполного описании события административного правонарушения, отсутствия конкретизации объективной стороны.
Пять административных материалов были возвращены, ввиду неправильного указания места и времени совершения административного правонарушения, что лишало судью возможности правильно определить подведомственность настоящего дела.
Три административных материала были возвращены, ввиду отсутствия в протоколах сведений о потерпевших, о разъяснении им процессуальных прав (ст. 7.27 КоАП РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 (в редакции от 08.02.2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в порядке подготовки дела в к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. По данным основаниям было возвращено шесть административных материалов, из которых: по двум административным протоколам по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, содержащим сведения о привлечении к административной ответственности физических лиц Т.А. и Т.В., протоколы об административных правонарушениях указывали на совершение нарушения действующего законодательства также индивидуальным предпринимателем; три административных протокола были возвращены ввиду неполноты представленных материалов, которые не позволяли всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела, устранить данные нарушения в судебном заседании; один административный протокол в отношении несовершеннолетнего лица был возвращен, так как не содержал сведений о законном представителе несовершеннолетнего лица и о разъяснении законному представителю процессуальных прав и обязанностей.
Кроме того, возвращались материалы в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ (2 материала), ст. 12.26 ч.2 КоАП РФ (1 материал), ст. 6.9 ч. 1 КоАП РФ (1 материал), ст. 12.27 ч.2 КоАП РФ (1 материал), ст. 20.21 КоАП РФ (1 материал), ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ (8 материалов), в связи неявкой (не доставление) при поступлении протокола лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения, влекущие наказание в виде административного ареста. При этом судья руководствовался следующим.
В соответствии со с.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Такой недостаток протокола является существенным, поскольку свидетельствует о необеспечении лицу соответствующих условий для реализации процессуальных прав.
Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола, указанные в определении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня его поступления, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу) уполномоченному к его рассмотрению в течение суток со дня устранения недостатков. Необходимо отметить, что в установленный законом срок в отчетный период мировому судье не поступило ни одного из возвращенных протоколов с исправленными недостатками.
В практике случаев прекращения возвращенных материалов за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось.
Определения о возвращении протоколов не обжаловались.
Проведенное обобщение показало, что для обеспечения качественного рассмотрения дел об административных правонарушениях, возвращение протоколов об административных правонарушениях для устранения допущенных недостатков и восполнения неполноты представленных материалов, мировому судье следует руководствоваться требованиями Закона:
- выносить определения о возвращении протоколов об административных правонарушениях и материалов к ним с учетом разъяснений, содержащихся Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях";
- указывать в определениях о возвращении протоколов все выявленные недостатки в целях скорейшего их устранения, и не допускать случаев вынесения немотивированных определений;
- реагировать в необходимых случаях на факты необеспечения административным органом явки лиц для рассмотрения дел о правонарушениях, за которые в качестве меры наказания предусматривается административный арест, посредством вынесения информационных писем;
- реагировать на факты нарушения законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях и формировании иных материалов дела.
Мировой судья: О.Н. Миронова
Помощник судьи: Л.А. Браилова
28 декабря 2015 г.