Статья 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, введена в КоАП РФ Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15 июля 2016 года.

             В соответствие с планом работы судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области проведено обобщение практики привлечения лиц к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ в 2016 г..

               Целью обобщения является  проверка соблюдения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории, а также установление причин прекращения               производства по делам указанной категории.

                В 2016 году на судебном участке всего рассмотрено 19 дел указанной категории в отношении 19 лиц, из которых 18 лиц привлечены к административной ответственности.

             По результатам рассмотрения 1 дело об административном правонарушении в отношении 1 лица возвращено лицу составившему протокол, поскольку для рассмотрения материала явка в суд лица привлекаемого к административной ответственности не обеспечена должностным лицом, составившим протокол, в том числе не применены обеспечительные меры в виде административного задержания.

            В исследуемый период дела указанной категории не прекращались.

            17 лицам, привлеченным к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ, 1 в виде административного ареста.

            Анализируя практику назначения наказаний необходимо отметить, что количество часов, назначенных к отбытию мужчинам – составляет от 60 до 100 часов.

          Обязательные работы отбываются в организации, определенной судебным приставом-исполнителем Кувандыкского РОСП УФССП России по Оренбургской области из числа организаций, перечень которых согласовывается органом местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

             Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к  отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства. 

            В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившихся в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный-пристав-исполнитель, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

          Объективная сторона

Статьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1),  нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

            Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

           В большей части дел период, который вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, начинается с 15 июля 2016 года (дата введения в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ), однако из материалов дела усматривается, что исполнительное производство возбуждено ранее. Мировыми судьями дела рассмотрены в рамках предъявленного должностным лицом обвинения.

При этом с момента введения в действие положений ст. 5.35.1 КоАП РФ в переходном периоде имелись случаи прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, когда неуплата средств на содержание детей имела место до 15 июля 2016 года.

            Вопросы подведомственности

             Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия.

В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.

            Давность привлечения к административной ответственности

            Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах срока.

            Субъектный состав

           Из рассмотренных в 2016 году дел, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 19 делам в отношении мужчин (100 %), из них привлечено к административной ответственности 18 мужчин, в отношении женщин – 0

            Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им  должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

           Судьей и разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела расписки о разъяснении прав, разъяснялись ст. 51 Конституции РФ,  ст. 25.1 КоАП РФ.

            Потерпевший – как участник процесса

           В данном аспекте следует обратить внимание на следующее.

             В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

          Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

              Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

              В связи с указанными нормами потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты.

            Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.

         Судебным приставом-исполнителем должны опрашиваться потерпевшие (законные представители), материалы дела должны содержать их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности.

           В случае непривлечения надлежащих лиц в качестве потерпевших судебным приставом это надлежит делать мировым судьям.

           При изучении дел об административных правонарушениях, указанной категории         выявлено 1 дело в котором сведения об извещении потерпевшего отсутствуют.

       Как видно из представленных дел мировыми судьями потерпевшие в судебное заседание не вызываются судебными приставами, так от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшей о привлечении должника к административной ответственности, телефонограмма об уведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписка об извещении о рассмотрении дела в суде, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, причем без указания даты судебного заседания). Такой подход к рассмотрению дел следует признать правильным.  

            Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях

           Санкция ч. ч. 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает назначение  обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

             В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

            Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

           Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

             В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

              Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 года № 1125-О, от 29 сентября 2015 года № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

              Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

             При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

               Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1           ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2016).

                    По смыслу ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ представляется, что обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности.

                     Таким образом, явка лица, в отношении которого предполагается применение меры административной ответственности в виде административного ареста, должна быть обеспечена судебным приставом, поскольку согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в суде в день поступления с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено.

                 При этом в случаях недоставления лица, привлекаемого к административной ответственности, совместно с административным материалом в суд возможность рассмотрения дела предусмотрена лишь при наличии сведений о его надлежащем извещении.

                      В связи с чем мировым судьей одно дело об административном правонарушении в отношении В. возвращено лицу составившему протокол, поскольку для рассмотрения материала явка в суд лица привлекаемого к административной ответственности не обеспечена должностным лицом, составившим протокол, в том числе не применены обеспечительные меры в виде административного задержания, сведения о его надлежащем извещении отсутствовали..

                   Требования ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о том, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено мировым судьей в день получения протокола об административном правонарушении мировым судьей выполнялось.

                   Доказательства по делу об административном правонарушении

                   Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу требований ст. 26.2 КоАП РФ указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

При этом следует отметить, что при рассмотрении дел данной категории является обязательным наличие в материалах дела следующих сведений:

                Статьей 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату алиментов в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в связи с этим материалы дела должны содержать сведения об основаниях возбуждения исполнительного производства (судебный приказ, решение о лишении родительских прав, решение об установлении отцовства). Выяснение указанных обстоятельств образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного              ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Поскольку в соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2    ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса);

- в материалах дела должны присутствовать рапорт судебного пристава-исполнителя или акт об обнаружении административного правонарушения, либо заявление потерпевшего о привлечении лица к административной ответственности, его письменные объяснения или опрос в судебном заседании, а также сведения об уведомлении потерпевшего о возбуждении дела об административном правонарушении и его отношение к данному факту.

Между тем необходимо учитывать, что мнение потерпевшего, подтвержденное документами (расписками, чеками), может служить основанием к прекращению производства по делу.

Поскольку неоднократность совершения данного правонарушения влечет уголовную ответственность, установление факта неуплаты алиментов является обязательным.

Согласно статье 5.35.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за неуплату алиментов в том случае, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с вышеуказанными нормами, чтобы исключить наличие повторности деяния по ст. 5.35.1 КоАП РФ, судьям при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо проверять, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности по этой статье ранее. В связи с этим в материалах дела обязательно должны содержаться данные сведения (карточка правонарушений, справка из  информационной базы данных).

 Характеризующий материал в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности (сведения о работе, месте жительства, наличии несовершеннолетних детей, судимости).

Подобную информацию о лице, привлекаемом к административной ответственности, следует учитывать при назначении наказания, однако, как видно из представленных материалов, судьями к данным о личности не всегда уделяется должное внимание.

В качестве положительных примеров по полноте имеющейся в материалах дела доказательственной базы следует отметить дела, рассмотренные мировыми судьями Сорочинского и Переволоцкого районов, поскольку они оформлены практически как материалы уголовного дела по ст. 157 УК РФ. Как показала практика, сбор доказательств осуществляется в большинстве случаев судебными приставами-исполнителями.

             Сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, знало о своей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка (расписки о получении судебного приказа, уведомлении о возбуждении исполнительного производства и т.д.).

            Также необходимо обратить внимание на положения ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ, согласно которой документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Доказательства, взятые судьей за основу принятого постановления, должны находиться в материалах дела либо в подлинниках или надлежащим образом удостоверенных копиях.

                В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

              Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2          ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

                      Мотивированность назначенного наказания

                 Санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

                   Санкция ч. 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

 Следует отметить, что в данной статье законодатель устанавливает арест в качестве более строгого наказания, чем обязательные работы.

                 Требования к форме и содержанию постановления об административном правонарушении установлены в ст. 29.10 КоАП РФ. Так, в постановлении судья должен мотивировать свой вывод о назначении вида и срока наказания.

                     Постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Поэтому при решении вопроса о наказании мировым судьям необходимо приводить мотивы назначения наказания в виде административного ареста, при этом следует требовать от должностных лиц представления соответствующих сведений, наличие которых свидетельствует о целесообразности применения такого вида наказания, как административный арест.

                Статья 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, следовательно, административное правонарушение направлено против интересов несовершеннолетнего. В данном случае наличие несовершеннолетнего ребенка, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не выплачивает алименты, не может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства.

                   Вместе с тем в одном материале дела сведений о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, других несовершеннолетних детей в деле не имеется (нет копий свидетельств о рождении, данный факт не указан ни протоколе, ни в письменных объяснениях).

                   Обжалование постановлений

Все постановления мирового судьи не обжаловались и вступили в законную силу.

                 Исполнение назначенного наказания

              Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (ст. 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

По всем делам, вступившие в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности направлены для исполнения в Кувандыкский РОСП.

В марте 2017 г. времени мировому судье  поступил только один протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ по факту уклонения от отбывания административного наказания в виде обязательных работ, назначенных  К.Е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, что в целом свидетельствует о его соразмерности содеянному, а также о его реальном исполнении лицами, что свидетельствует о достижении целей административного наказания.

Выводы и предложения

         Таким образом, можно сделать вывод, что  мировым судьей при рассмотрении дел данной категории в большинстве случаев правильно определяли обстоятельства, имеющие значение для дела, грамотно применяли нормы материального и процессуального права.

          По вопросам: недоставления судебными приставами-исполнителями лица, в отношении которого ведется производство по делу, к мировому судье на рассмотрение дела;  своевременности направления протокола об административном правонарушении;  полноты материалов дела об административном правонарушении, в том числе наличия сведений, характеризующих личность лица, в отношении которого составлен протокол, а также непривлечения и ненадлежащего опроса (извещения) потерпевшего - провести совещания с   Кувандыкским  отделом судебных приставов   по урегулированию данных аспектов.

            В целях исключения ошибок при рассмотрении дел данной категории дополнительно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», Обзором судебной практики Верховного Суда РФ  № 4 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года.

           В целях повышения качества судебных постановлений следует систематически проводить анализ причин отмены в порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, а также семинарские занятия с мировыми судьями и судьями районных (городских) судов области по практике рассмотрения дел указанной категории.

Мировой судья                                                            О.Н. Миронова

04.05.2017

Исп. Л.А. Браилова