Согласно плану работы судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области на 2 полугодие 2019 года и во исполнение данного плана было проведено обобщение судебной практики возвращения мировым судьей протоколов по делам об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019 г.
Цель обобщения: изучение практики по возвращению мировым судьей судебного участка №1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области протоколов по делам об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019 г., улучшить качество составляемых материалов по делам об административных правонарушениях, как следствие, сократить сроки судебного производства по делам об административных правонарушениях. Задачами обобщения являются выявление наиболее типичных причин, явившихся основанием для возвращения протоколов об административных правонарушениях, доведение до сведения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, проанализированную информацию о допускаемых ошибках при составлении протоколов об административных правонарушениях, сборе административного материала, с целью предотвращения в дальнейшем допущения подобных недостатков.В силу ст.29.4 п.4 КоАП РФ мировой судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В процессе обобщения были изучены административные материалы, поступившие на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области за 12 месяцев 2015 года и возвращенные в орган, составивший протокол об административном правонарушении.
За указанный период мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 41 определений.При принятии решения о возвращении протоколов необходимо учитывать разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г., 9 февраля 2012 г.), и правовые позиции, изложенные в соответствующих обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.
Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только в стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и недопускается - при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела. Как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.В отчетный период случаев возвращения мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протоколов и иных материалов дела об административном правонарушении, в стадии рассмотрения дела по существу, не допущено. Это обстоятельство свидетельствует о принятии в подготовительной стадии должных мер к своевременной проверке наличия тех обстоятельств, при которых протокол должен быть возвращен в орган, должностному лицу, составившему протокол. Такой подход соответствует как общим задачам административного производства, так и принципу процессуальной экономии.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:
- составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;
- неправильное составление протокола;
- неправильное оформление других материалов дела;
- неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Но любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к нему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного недостатка или неполноты протокола и (или) материала.
Существенные и несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в соответствии с которым существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела, а именно: в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как показало обобщение, протоколы об административных правонарушениях и материалы дела возвращались мировым судьей по причине неполного описании события административного правонарушения, отсутствия конкретизации объективной стороны.
Два административных материала были возвращены, ввиду отсутствия в протоколах сведений о потерпевших, о разъяснении им процессуальных прав.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 (в редакции от 08.02.2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в порядке подготовки дела в к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Десять административных протоколов были возвращены ввиду неполноты представленных материалов, которые не позволяли всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела, устранить данные нарушения в судебном заседании.
Так, например мировому судье от начальника ОГИБДД МО МВД России «Кувандыкский» В поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ в отношении А.В. Изучив протокол об административном правонарушении от 12.03.2019 года, а также приложенные к нему документы, мировой судья приходит к следующему. С учетом того, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами. В нарушение указанных норм к материалам дела приложен акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, из содержания которого не видно, был ли АВ. согласен с результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на месте. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения мировому судье не представлен. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что дело об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу, составившему протокол, в связи с неполнотой представленных материалов.
Два протокола об административном были возвращены должностным лицам в связи с тем, что были составлены до того как наступил срок привлечения к административной ответственности.
Так, например, мировому судье поступил протокол об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении Н.И. Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.06.2019 г. Н.И. не уплатил административный штраф, наложенный постановлением от 06.04.2019 г., в сумме 500 руб., в срок, предусмотренный КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что протокол от 16.06.2019 об административном правонарушении в отношении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ был составлен 16.06.2019 г. Как следует из материалов дела постановлением по делу об административном правонарушении от 06.04.2019 г. Н.И. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о назначении наказания была вручена Н.И. 06.04.2019 г. Согласно п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Согласно ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Таким образом, постановление об административном правонарушении от 06.04.2019 г. в отношении Н.И. вступило в законную силу 17.04.2019 года.
Срок для уплаты административного штрафа, предусмотренный ст. ч.1 ст. Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях > Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний > Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа">32.2 КоАП РФ, истекает 15 июня 2019 г., однако в связи с тем, что 15 июня 2019 года было нерабочим днем, то в силу положений ст. 4.8 КоАП РФ последним днем срока будет считаться первый, следующий за ним рабочий день, то есть 17 июня 2019 года. Таким образом, 17 июня 2019 года является последним днем добровольной уплаты административного штрафа, в то время как протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Н.И. был составлен 16 июня 2019 г. Учитывая, что выявленные недостатки являются существенными и не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела судом, мировой судья счел необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы для устранения недостатков в ОГИБДД МУМВД России «Оренбургское».
Семь протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ были возвращены лицам составившем протокол, поскольку в материалах имелись копии постановлений, свидетельствующие о назначении наказания за совершение правонарушения, предусмотренного соответствующей главой КоАП РФ, но отсутствовали сведения о том, что данные постановления были вручены лицам, привлекаемым к административной ответственности.
Так, например, мировому судье поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении Б.Г. В материалах дела имелась копия постановления от 28.05.2019, свидетельствующая о назначении Б.Г. наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, но отсутствовали сведения о том, что данное постановление вручено Б.Г. Таким образом, составление протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25КоАП РФ при отсутствиисведений о надлежащем вручениипостановления о привлечении к административной ответственности не отвечает требованиям ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, влечет нарушение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
Четыре протокола были возвращены должностному лицу из составившему в связи с отсутствием сведений о дате вступления в законную силу ( ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ).
По одному протоколу материал был возвращен в связи с тем, что на момент составления протокола об административном правонарушении, истек срок привлечения лица к административной ответственности. Так, согласно протоколу об административном правонарушении, правонарушение было совершено Ю.Ю. при следующих обстоятельствах: 02 января 2019 г. в 21 час. 30 мин. в г. Кувандыке между домами №1 и № 3 по пр. Мира Ю.Ю. тайно совершил хищение меховой кожаной кепки, стоимостью 1600 руб., принадлежащей А.А. причинив последнему ущерб на сумму 1600 рублей, то есть Ю.Ю. совершил мелкое хищение чужого имущества путем кражи, действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. Мелкое хищение не является длящимся правонарушением. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй, не может быть вынесено по истечении трёх месяцев со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, Ю.Ю. совершил административное правонарушение 02.01.2019 г. и срок привлечения его к административной ответственности по ст. 7.27 ч. 2 КоАП РФ истек 01.04.2019 года, на момент составления протокола об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности истёк. Таким образом, по данному делу протокол об административном правонарушении поступил на рассмотрение мировому судье за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (вопрос N 17), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010, если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ (в том числе истечение сроков давности привлечения к административной ответственности), наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.
По двум материалам, отсутствовали сведения об извещении лиц о дате и месте составления протокола.
Так, например, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении А.В. было выявлено, что в протоколе об административном правонарушении от 23.05.2019 указано место жительства А.В. – Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Литейная, д. **. По имеющимся у суда сведениям в г. Кувандыке ул. Литейная отсутствует. В постановлении по делу об административном правонарушении серии от 31.01.2019 адрес А.В. указан: «Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Линейная, д. **». Из приложенных к протоколу документов следует, что А.В. извещался на составление протокола по адресу «Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Литейная, д. **». При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 23.05.2019 отправлены А.В. по ненадлежащему адресу, что свидетельствует о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Также, 13.06.2019 мировому судье поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «РЕМЖИЛСЕРВИС» А.И. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ. В поступившем мировому судье материале об административном правонарушении в отношении директора ООО «РЕМЖИЛСЕРВИС» А.И. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.33.2КоАП РФ отсутствовали сведения об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени составленияпротокола об административном правонарушении, так уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено А.И. по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Индустриальная, д. 1 кв. 18, по этому же адресу А.И. направлена копия протокола от 04.06.2019. По имеющимся у мирового судьи данным дома № 1 по ул. Индустриальная не существует, так как он был признан аварийным и снесен. При указанных обстоятельствах суд счел, что Клименко А.И. не был надлежащим образом извещен о месте и времени составленияпротокола об административном правонарушении.
Кроме того, возвращались материалы в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 12.8 ч. 3 КоАП РФ (2 материала), ст. 6.1.1 КоАП РФ (2 материала), ст. 12.27 ч.2 КоАП РФ (2 материала), ст. 6.9.1 КоАП РФ (2 материала), ст. 7.27 КоАП РФ (1 материал), ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ (2 материала) ст. 20.21 КоАП РФ (1 материал), ст. 12.26 ч.2 КоАП РФ (1 материал), ст. 12.7 ч.2 КоАП РФ (1 материал), в связи неявкой (не доставление) при поступлении протокола лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения, влекущие наказание в виде административного ареста. При этом судья руководствовался следующим.
В соответствии со с.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Такой недостаток протокола является существенным, поскольку свидетельствует о необеспечении лицу соответствующих условий для реализации процессуальных прав.
Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола, указанные в определении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня его поступления, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу) уполномоченному к его рассмотрению в течение суток со дня устранения недостатков. Необходимо отметить, что в установленный законом срок в отчетный период мировому судье не поступило ни одного из возвращенных протоколов с исправленными недостатками.
В практике случаев прекращения возвращенных материалов за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось.
Определения о возвращении протоколов не обжаловались.Проведенное обобщение показало, что для обеспечения качественного рассмотрения дел об административных правонарушениях, возвращение протоколов об административных правонарушениях для устранения допущенных недостатков и восполнения неполноты представленных материалов, мировому судье следует руководствоваться требованиями Закона:
- выносить определения о возвращении протоколов об административных правонарушениях и материалов к ним с учетом разъяснений, содержащихся Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях";
- указывать в определениях о возвращении протоколов все выявленные недостатки в целях скорейшего их устранения, и не допускать случаев вынесения немотивированных определений;
- реагировать в необходимых случаях на факты необеспечения административным органом явки лиц для рассмотрения дел о правонарушениях, за которые в качестве меры наказания предусматривается административный арест, посредством вынесения информационных писем;
- реагировать на факты нарушения законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях и формировании иных материалов дела.
Помощник судьи Л.А. Браилова