Запланированное на 2 полугодие 2020 г. обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях на судебном участке № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области за 12 месяцев 2020 года, проведено на основе изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ. Цель обобщения: изучить практику вынесения наказаний по административным делам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ, их обоснованность, законность. Проверить соблюдение сроков рассмотрения административных дел, проанализировать соблюдение мировым судьей при подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях, указанной категории требований КоАП РФ и имеющихся разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся специфики рассмотрения дел данных категорий, а также рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», апелляционное обжалование. В остатке на начало отчетного периода находилось 0 дел об административных правонарушениях. 128 дел поступило на судебный участок в 2020 г., из них поступило повторно на судебное разбирательство - 6, рассмотрено с назначением административного наказания 112 дел, 7 возвращено, 5 дел передано на рассмотрение по подведомственности (подсудности). На конец отчетного периода дела об административных правонарушениях предусмотренных гл. 12 КоАП РФ отсутствуют. Из рассмотренных 112 дел, предусмотренных главой 12 КоАП РФ: - по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ - невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 18 дел, по которым вынесены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок полтора года; 1 дело направлено для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности - по ч.2 ст.12.26 КоАП РФ - невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 5 дела, по которым вынесено постановление о назначении наказания в виде административного ареста на срок 10 суток; - по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 39 дел. По всем 39 делам вынесены постановления о назначении административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок полтора года; 3 дела направлены для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности; - по ч.2 ст.12.8 КоАП РФ - передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, рассмотрено 1 дело, вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок полтора года; - по ч.3 ст.12.8 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, рассмотрено 7 дел, по которым вынесено постановление о назначении наказания в виде административного ареста на срок 10 суток; 1 дело передано на рассмотрение по подведомственности в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувандыкского городского округа Оренбургской области, поскольку лицо привлекаемое в административной ответственности является несовершеннолетним; - ч.2 ст.12.7 КоАП РФ – управление транспортным средством водителем, не имеющим, либо лишенным права управления транспортным средством – рассмотрено 15 дела, из которых по 2 делам вынесены постановления о назначении административного ареста , в отношении 10 лица вынесено наказание в виде обязательных работ, в отношении 3 лиц вынесены наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,; - ч.2 ст.12.27 КоАП РФ – оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, рассмотрено 4 дела, из которых по 3 делам вынесены постановления о назначении административного ареста, производство по одному делу прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности; - ч.1.1 ст.12.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи – рассмотрено 2 дела, по которым вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5000 рублей. - ч.4 ст.12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, рассмотрено 3 дела, по которым вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5000 рублей. - ч.3 ст.12.16 КоАП РФ движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением рассмотрено 1 дело, по которому вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5000 рублей. - ч.4.1 ст.12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак "Инвалид", рассмотрено 1 дело, по которому вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5000 рублей. - ч. 2 ст.12.4 КоАП РФ установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид", рассмотрено 1 дело, по которому вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; - ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, ", рассмотрено 15 дел, по которым вынесены постановление о назначении административного штрафа в размере 20000 рублей. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных иными статьями главы 12 КоАП РФ, в судебный участок № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области в 2020 г., не поступали. Из 5 дел переданных на рассмотрение по подведомственности (подсудности), по четырем делам были удовлетворены ходатайства лиц, привлекаемых к административной ответственности о рассмотрении дела по месту жительства. По одному делу, в отношении лица привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ч. 12.8 КоАП РФ, судьей было принято решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувандыкского городского округа Оренбургской области, исходя из следующего: По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подп. «г» абз.2 п.3 Постановления Пленума); - в соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ (подп. "Ж" абз. 2 п.3 Постановления Пленума). Таким образом, частью 1 статьи 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено общее правило об исключительной подведомственности комиссиям дел об административных правонарушениях, субъектами которых являются несовершеннолетние, а в части 2 статьи 23.2 Кодекса закреплено изъятие из этого правила относительно подведомственности дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что условием, при котором дело об административном правонарушении в области дорожного движения, совершенном несовершеннолетним, рассматривается комиссией, является передача этого дела на рассмотрение комиссии уполномоченным органом (должностным лицом). Принимая во внимание, что частью 2 ст. 3.9 КоАП РФ прямо установлен запрет на назначение несовершеннолетним наказания в виде административного ареста, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей, учитывая наличие альтернативных административному аресту видов наказания за указанное деяние, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетнего Н., подлежит передаче по подведомственности на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувандыкского городского округа. Семь протоколов, об административных правонарушения были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, основными причинами для возврата послужили: - неправильное указание в протоколе места административного правонарушения, - протокол в отношении Ю. по ч. 2 чт. 12.7 КоАП РФ был возвращен должностному лицу в связи с тем, что сведений об отстранении водителя Ю. от управления транспортным средством которым подтверждается факт управления не предоставлены, кроме того в качестве доказательств вины Ю. приложены копия постановления судьи Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 10.06.2019, которым Ю. признан виновным по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 8 месяцев; рапорт должностного лица МО МВД России "Кувандыкский" Т. от 17.07.2020, из содержания рапорта следует, что 17.07.2020 при проверке документов у Ю. были выявлены признаки алкогольного опьянения (резкий запах алкоголя изо рта, покраснение кожаных покровов лица, невнятная речь). В присутствии понятых Ю. было предложено пройти освидетельствование на степень алкогольного опьянения на месте, ответил согласием, по результатам применения технического средства алкотектора «Юпитер», у Ю. было установлено состояние опьянения -1,409 мг/л. Часть 2 статьи 12.7 КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами. Ответственность за управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена статьёй 264.1 УК РФ. При указанных обстоятельствах, так как Ю. уже ранее был привлечен к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в действиях Ю. усматриваются признаки уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ; - два материала были возвращены должностному лицу поскольку явка в суд лица привлекаемого к административной ответственности не была обеспечена должностным лицом, составившим протокол, в том числе не применены обеспечительные меры в виде административного задержания; - протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ в отношении Р. был возвращен должностному лицу, поскольку из карточки операций с водительскими удостоверениями в отношении Р следует, что Р. имеет медицинские ограничения, проблемы со слухом. При этом протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, что Р. имеет проблемы со слухом, также в протоколе отсутствует информация о том, что нуждаемость Р. в услугах сурдопереводчика была проверена, его отказ от услуг сурдопереводчика должностным лицом ГИБДД в протоколе об административном правонарушении не зафиксирован. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о разъяснении должностным лицом Р. положений ст. ст. 24.2, 25.10 КоАП РФ; - протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ в отношении Т. был возвращен должностному лицу, поскольку к материалам дела приложен акт 5освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, согласно которому при наличии клинических признаков алкогольного опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи), а также по результатам применения технического средства ( 0,693 мг/л) установлено алкогольное опьянение Т. Однако из содержания данного акта не возможно установить – Т. согласна с результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, либо не согласна, поскольку должностным лицом зафиксировано только, что Т только отказалась от подписи в присутствии понятых; Кроме того согласно представленным доказательствам вины, Т. было сначала предложено пройти медицинское освидетельствование, поскольку протокол о направлении на медицинское освидетельствование составлен 22.02.2020 в 02-11 час. Освидетельствование, согласно квитанции об использовании прибора Алкотектор Юпитер произведено в 03-05 час. 22.02.2020, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 22.02.2020 составлен в 03-05 час. Вышеуказанные нарушения требований закона явились препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Т. - два материала ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ были возвращены должностному лицу поскольку в протоколах не указана объективная сторона данного правонарушения. Так, Г. привлекался к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, при следующих обстоятельствах: 11.02.2020 года в 13-30 часов установлено, что ИП Г. в нарушении требований п. 8.1 (табл. 8.1) ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», являясь лицом, ответственным за содержание УДС в зимний период, не принял мер к ликвидации зимней скользкости в виде уплотненного снега и колейности в г. Кувандыке на следующих улицах г. Кувандыка. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог. Таким образом, для устранения зимней скользкости государственным стандартом отведено определенное время. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении и материалы, приложенные к нему, не содержат сведений о времени в течении которого ИП Г. должен устранить зимнюю скользкость в соответствии с актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) железнодорожного переезда от 11.02.2020. Кроме того, представленные материалы не содержали сведений о получении указанных актов ИП Г. При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в протоколе об административном правонарушении в отношении Г. по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ не указана объективная сторона данного правонарушения. Само по себе наличие на дорогах зимней скользкости не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и не свидетельствует о причастности Г. к совершению данного правонарушения. Вышеуказанные нарушения требований закона явились препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении, судья пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, которые не могут быть восполнены при судебном рассмотрении дела об административном правонарушении. По всем рассмотренным делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ административные наказания назначались мировым судьей в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановления мирового судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не отменялись. В силу ст.ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, если оно не было обжаловано или опротестовано. При этом копия постановления по делу должна быть вручена под расписку физическому лицу, либо выслана в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ). По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлеченным к административной ответственности, участвовавшим в деле, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением, отсутствующим лицам, в трехдневный срок. Копии постановлений в тот же срок направлялись в орган, составивший протокол. При рассмотрении дел мировым судьей применялись разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушения по анализируемым делам принимались все необходимые меры для оперативного извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, с учетом п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Активно использовалось извещение посредством СМС – сообщения. При решения вопроса о назначении вида и размера наказания по данной категории дел, мировым судьей учитывалось, что КоАП РФ допускает возможность назначения наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, с учетом ст.ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ. Мировым судьей соблюдаются и правильно применяются нормы материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ. При подготовке дел данной категории к рассмотрению мировым судьей устанавливалось, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении вопроса о подведомственности и подсудности мировой судья исходил из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ. При определении территориальной подсудности мировой судья учитывал правила, закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ. За изучаемый период мировым судьей было прекращено одно дело об административном правонарушении по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ, так из протокола об административном правонарушении от 19.07.2020 следует, что водитель Б. 12.05.2020 в 12-15 час. на ул. ***, управляя автомобилем *** не выдержал необходимый боковой интервал, допустил наезд на стоящий автомобиль ***, принадлежащий Ф., после чего скрылся с места ДТП. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения). Согласно протокола об административном правонарушении дата совершения деяния 12 мая 2020 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу об административном правонарушении начинает исчисляться с 13 мая 2020 г. и истекает 12 августа 2020 г. Таким образом, к моменту поступления дела на судебный участок № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области срок привлечения Б. к административной ответственности истёк. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Других случаев прекращения мировым судьей дел данной категории (глава 12 КоАП РФ) за указанный период, в том числе с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось. За 12 месяцев 2020г. мировым судьей частные представления по делам об административных правонарушениях, предусмотренным главой 12 КоАП РФ, не выносились. Дел об административных правонарушениях, рассмотренных с нарушенным сроком, нет. Обобщением установлено, что судом строго соблюдаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Фактов волокиты при рассмотрении мировым судьей дел об административных правонарушениях либо рассмотрения с нарушением установленного законом сроков, не имелось. При рассмотрении дел, каких либо сложностей, связанных с исчислением срока давности привлечения к административной ответственности у мирового судьи не возникло. Выводы: обобщение в целом показало, что мировым судьей при подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, соблюдаются требования КоАП РФ и имеющихся разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся специфики рассмотрения дел данных категорий, а также рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Мировым судьей правильно устанавливаются обстоятельства административных правонарушений и правильно применяются положения статей КоАП РФ, сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях указанной категории дел, мировым судьей не нарушались. Дел, рассмотренных с нарушенным сроком, нет. Прекращенных дел по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ нет. Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что подготовка к рассмотрению дел проводилась полно. По итогам рассмотренных дел, судьей частные представления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, не выносились. Предложения: 1.Обсудить данную справку на оперативном совещании. 2. В порядке подготовки дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ устанавливать, имеются ли недостатки при составлении протоколов и являются ли они существенными. 3. Соблюдать требования закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях по гл. 12 КоАП РФ, контролировать своевременность направления копий постановлений лицам, привлеченных к административной ответственности и в орган составивший протокол, исполнение наказания в виде административного штрафа. 4. В случаях выявления фактов нарушения законодательства, выносить частные представления по делам об административных правонарушениях. 5. Разместить данное обобщение на сайте судебного участка. Мировой судья О.Н. Миронова Исп.Л.А. Браилова